НЕ БОГИ «ГОРШКИ» МЕНЯЮТ

Дефектовка цилиндро-поршневой группы японского 4-тактника.

Журнал «Мото» №6 2003 год.
Алексей НУРЛИГАРЕЕВ, механик-профессионал, г. ВоскресенскДефектовка цилиндро-поршневой группы японского 4-тактника

Ленивый будет бесконечно вздыхать по поводу того, что его «японец» одряхлел, «максималка» маловата, прием не тот… Рукастый же вернет машине мощь воина.

ЕСЛИ СКАЖЕТ: «ПШИК…»
Обессиливают мотор не только износ деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ), но и иные причины: неисправные системы питания, зажигания, а то и тривиальный нагар во впускных и выпускных каналах. Определить, что именно отобрало мощность двигателя, поможет динамометрический (беговой) стенд. Если знаете, где есть сервис с этим замечательным устройством, обратитесь туда. Нет — купите компрессометр ($10-30), подходящий к вашему мотору. Но вначале уточните, какой брать, -свечи у «японцев» бывают 10-, а также и 14-миллиметровые.
Компрессометром замерьте давление сжатия в каждом из цилиндров. Чтобы это проделать, выкрутите свечи, отключите подачу топлива и систему зажигания (снимите разъем ее датчика или закоротите на массу свечные провода), вкрутите (или вставьте) наконечник компрессора в колодец клапанной крышки — на место свечи и, открыв газ полностью, раскрутите коленвал стартером. Замер можно считать законченным, когда стрелка манометра остановится (обычно на это уходит 7-8 с). При нормальном состоянии ЦПГ прибор покажет 11-12 кг/см2, при «ушатанном» моторе — 8,5-9 кг/см2. Если показания ниже, у двигателя, дай Бог, наберется половина мощности. Разброс показаний по цилиндрам может быть от «килограмма» и более. Если так — ремонт ЦПГ неизбежен. Снимайте двигатель с экипажа (последовательность операции изложена в «Мото» № 12-2000 «И тут раздался странный стук») и перемещайте его на верстак.

ПРОСТО ТАК ОНА НЕ ДАСТСЯ
Дальнейшие советы уместны, если ваш мотор сделан по классической схеме расстановки узлов: цилиндры (или их блок) укреплены на шпильках или болтах картера (см. рисунок). Существуют двигатели, цилиндры которых составляют одно целое с картером, разборка их ЦПГ — отдельная тема.
Откройте клапанную крышку и установите поршень первого цилиндра в положение, соответствующее ВМТ такта сжатия. Запомните расположение меток ГРМ и снимайте распредвалы (подробнее см. «Мото» № 2-03), предварительно убрав с мотора натяжитель. Это касается рядных моторов. На V-образных и 1-цилиндровых двигателях вынимать валы не нужно, если клапанный механизм не препятствует доступу к креплению головки, а цепь расположена сбоку от цилиндров. В этом случае достаточно снять звездочки с валов.
У «японцев» масло к ГРМ обычно подводится отдельной магистралью. Не забудьте ее снять — иначе сомнете или порвете эту трубку, отчего убыток составит $50.

Типовое крепление головки и цилиндров к картеру двигателя
Типовое крепление головки и цилиндров к картеру двигателя: А — рядный мотор; «Б — 1-цилиндровый и 2-цилиндровый V-образный.

Непосредственно перед демонтажам «головы» убедитесь, что собираетесь откручивать именно ее крепеж. Встречаются конструкции в виде многослойного сандвича: площадка постелей распредвала соединена с блоком камер сгорания, который, собственно, крепится к цилиндрам. Крепеж может быть замаскирован. Будьте внимательны: не раскручивайте то, что не надо!
Убедитесь, что открутили все гайки и болты. Откручивайте крепеж головки по схеме крест-накрест и от краев — к центру клапанного механизма. Головку снимайте аккуратно, чтобы не повредить лежащую под ней прокладку. Так же нежно обращайтесь и с блоком цилиндров -‘от рывка можно повредить уплотнитель на картере. Пометьте принадлежность поршней цилиндрам, затем освободите их от шатунов. Для этого длинногубцами выньте из канавок поршней стопорные кольца. Чтобы они не «усвистели» (кольца — пружинные), придерживайте их рукой. И перекройте чистой тряпкой доступ кольцам в картер -на всякий случай. Выловить их из глубин будет нелегко.
Вытолкнуть «плавающий» палец из поршня по силам ребенку… если палец не прихватило нагаром. Все-таки прихватило? Удерживая поршень рукой на весу, палец строньте легким (это важно!) ударом через подходящую проставку. Теперь ЦПГ ваша.

ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ
Ремонт деталей ЦПГ можно провести двумя способами. Первый самый простой — выкинуть поршневую на помойку и установить новую. Это если $500-800 для вас «семечки». Способ второй: отделите годные детали от лома. Начните с оценки зазора «поршень-цилиндр». Используя три-четыре тонкие пластинки (воспользуйтесь щупами из штатного набора), снимите с поршней компрессионные и маслосьемные кольца. Уложите их комплектами — так, как они располагаются в моторе, соблюдая ориентацию «верх-низ». Вставьте поршни в цилиндры и калиброванным щупом измерьте зазоры (их величины и допуски износа ЦПГ приведены в таблице). Даже если зазоры выше нормы, это еще не значит, что обе детали утильные. Чаще изнашивается поршень, и это неудивительно — он легкосплавный. Практика подсказывает: цилиндры «японцев» способны пережить два комплекта поршней. В зависимости от модели мотоцикла на новые поршни с кольцами потратите $100-200. Однако долговечность новых деталей напрямую зависит от того, насколько хорошо сохранилась цилиндричность старых «стволов». Износ цилиндров определите нутромером по поясу вблизи точки остановки верхнего кольца в ВМТ, затем в средней и нижней части зеркала. Возьмите на заметку: его максимум наблюдается в плоскости вращения коленчатого вала. (Нутромер поищите — найдете.)
Если пренебрежете этими измерениями, а зеркало все-таки окажется овально-бочкообразным, то новые детали сотрутся в прах за пару десятков тыс. км. пробега мотоцикла. Увечные цилиндры необходимо расточить. Эта услуга неразорительная ($40-50), ее предлагает достаточно много фирм даже в глубинке. Под какой размер точить? Для японских двигателей с чугунными гильзами обычно выпускаются ремонтные поршни двух размеров +0,25 и +0,50 мм (стоимость такая же, как и у номинальных деталей). Задавая расточникам задание обеспечить зазор «поршень-цилиндр», придерживайтесь правила: лучше пусть он будет на 0,03 мм больше, чем на 0,01 меньше допустимого.

Этапы разборки ЦПГ
Этапы разборки ЦПГ: А — снимите клапанную крышку, указаны ориентация распредвалов при положении поршня первого цилиндра в ВМТ (сжатие) и расположение «потайного крепежа» под распредвалами; Б — снимите головку цилиндров, отделите прокладку от головки, извлеките успокоитель цепи; В — снимите блок цилиндров, извлеките стопорные кольца поршневого пальца, указанным способом снимите поршневые кольца.

НЕ ПЕРЕПУТАТЬ БЫ…
Нередко измерение поршней и цилиндров приносит хорошую весть: к работе они пригодны! Ясно, что компрессию «сожрали» поршневые кольца. Причин тому несколько.
Чтобы выявить износ торцевых поверхностей, поочередно вставьте кольца в верхнюю часть цилиндра на глубину 20-40 мм и замерьте щупом зазор в замке. Но предварительно выровняйте колечко, чуть надавив на него донышком поршня -иначе перекос «уведет» зазор в избыточный «плюс», и вы ошибочно забракуете пригодную к работе деталь.
Другая причина плохой компрессии -потеря плоскости колец и образование ступенчатой выработки. Ее можно обрисовать, как грубо выполненную букву «L». Но не спутайте износ с фирменной проточкой (она может быть на верхнем кольце) -та имеет четко выраженную форму крохотного прямого уступа! Обнаружив эти дефекты, меняйте кольца. Оригинальные изделия стоят не меньше $50, более дешевые -«левак», он долго не служит.
И последняя причина — закоксованность канавок, она нарушает подвижность колец. А раз они не пружинят, то и давление газа не сдержат. Ремонт прост: вычистите грязь из канавок. Действуйте осторожно — материал поршней мягкий. Содрав с него «мясо», вы невольно усугубите утечку газов с плачевными последствиями для компрессии.

Прокладка головки цилиндра
Прокладка головки цилиндра пригодна к повторной установке, если нет трещин и прогаров в зонах уплотнения цилиндров (красные линии).

Проверка размеров поршня
Проверка размеров поршня: а — место определения зазора «кольцо-перегородка»; б — место замера диаметра юбки.

Ориентация поршневых колец относительно метки
Ориентация поршневых колец относительно метки «выпуск» или оси поршня: 1 — верхнее компрессионное кольцо; 2 — нижнее компрессионное кольцо; 3 — первое маслосъемное кольцо; 4 — второе маслосъемное кольцо.

Способ установки поршней с кольцами в цилиндр
Способ установки поршней с кольцами в цилиндр с помощью самодельной оправки из тонкой жести.

ПОРШНИ — ПО МЕСТАМ!
Сборку мотора ведите в обратной последовательности. Прокладки ЦПГ можно использовать повторно. Отмойте их дочиста и, если рабочие плоскости не повреждены, нанесите на них 2-3 тонких слоя устойчивой к температуре (высокотемпературная «серебрянка» 450-600°С) краски. Служит такая прокладка не хуже новой. Монтируя поршни, ориентируйте их стрелкой (меткой) на донышке в сторону выпуска. Используя старые кольца, установите их так, чтобы боковые плоскости расположились так же, как и до ремонта. В ряде моторов на кольца нанесены меты Тор, Ех или Rn — они должны быть обращены к донышку поршня. Замки поршневых колец расположите под углом 25° к оси впуск-выпуск цилиндра. Одновременное введение двух поршней в цилиндры потребует «игры в четыре руки» — зовите помощника. Один надевает блок цилиндров, другой сжимает кольца оправками. Крепеж головки затягивайте в 2-3 приема по принципу «от центра — к краям и крест — накрест». Если нет данных о необходимом усилии для затяжки, рассчитать их поможет формула Н.м (момент) = (3-5)d (диаметр болта в мм).
Что получите после ремонта? Помимо возвращения мотору исходных характеристик, не придется тратить минимум $200-400 — столько затребуют с вас в техсервисе за переборку ЦПГ в зависимости от литража конкретного мотора.

ПОКАЗАТЕЛИ СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ ЦПГ
Зазор цилиндр-поршень, мм.
исходный
0,03-0,06
максимальный
0,1
Допустимая выработка, мм.
в верхней части
0,05
в нижней части
0,09
Зазор компрессионное кольцо-канавка поршня, мм.
исходный
0,03-0,06
максимальный
0,1
Зазор в замке поршневых колец, мм.
компрессионных
0,3-0,5 (0,7*)
маслосъемных
0,2-0,6 (0,8*)
* Указан предельно допустимый зазор.