В ЕДИНОМ ПОРЫВЕ

Синхронизация карбюраторов иномарок*

*На примере двигателя мотоцикла Катазак! 7Х-7К

Автор — Игорь Франчук, Москва.

НЕ УПУСТИ МОМЕНТ

Многие недооценивают важность своевременного технического обслуживания импортной техники — свято верят в ее безотказность. Так знайте: для глубоко форсированных «японцев» регулярное ТО еще важнее, чем для отечественных мотоциклов. Случается, хозяин привозит (не своим ходом) в сервис мотоцикл и жалуется — вибрация одолела, аппарат не едет. На лице горе с ужасом пополам, а в мозгу счетчик отсчитывает купюры за замену (как ему кажется) половины двигателя. Каково же бывает удивление, когда уже oвскоре (от получаса до 2-3 часов, в зависимости от «навороченное™» мотоцикла и квалификации механика) он получает аппарат, .на работающем моторе которого можно спокойно расставлять «рюмки с чаем», не опасаясь за сохранность сосудов и содержимого.
На вопрос, а что же это было, механики обычно бурчат: надо следить за техникой, вовремя приезжать на ТО. И они правы. Одна из наиболее вероятных причин описанной выше неисправности (кроме выхода из строя свечей зажигания) — нарушение синхронности работы карбюраторов. Происходит это из-за того, что при работе двигателя в каналах систем холостого хода карбюраторов накапливаются отложения,-причем неравномерно. Да еще приводы дроссельных заслонок изнашиваются, и на холостом ходу заслонки в карбюраторах занимают разное положение. Вот карбюраторы и начинают работать каждый по-своему, падает мощность (не очень), увеличивается расход топлива o(умеренно), ухудшаются динамика разгона (существенно), работа на холостом ходу (весьма существенно). Особенно остро это ощущается при троганье с места. Можно доездиться до того, что мотоцикл начнет «колбасить».
Вывод: периодически (по инструкции заводов-изготовителей — через 6000 км) проверяйте синхронность работы карбюраторов и при необходимости регулируйте.

Суть работы — добиться одинакового зазора между дроссельными заслонками и корпусами карбюраторов на холостом ходу… Кстати, в современных мотоциклах с системой впрыска, которая имеет не одну общую, а раздельные для каждого цилиндра заслонки, тоже положена такая процедура. При помощи щупов нормальной работы двигателя достичь очень сложно. Проще и, главное, точнее, добиться равного разрежения во впускных патрубках двигателя. Это и есть косвенный показатель того, что все заслонки находятся в нужном положении, а цилиндры работают одинаково и в полную силу.
Провести эту процедуру можно и самому. Понадобятся: прибор, именуемый в народе «синхронизатором», инструмент и много терпения — это свойство характера мобилизуйте, чтобы компенсировать недостаток опыта.
Что есть синхронизатор? Блок из двух или четырех вакуумметров. Браться самостоятельно собирать такой агрегат не стоит. Во-первых, приборы должны быть рассчитаны на разрежение, соответствующее разрежению во впускных патрубках при работе двигателя на холостом ходу. Во-вторых, и это особенно важно, они должны быть оттарированы так, чтобы при равном разрежении их показания были абсолютно одинаковы. Кроме того, в фирменные приборы встроены устройства, уменьшающие колебания стрелок при пульсации потока воздуха во впускных патрубках. Да, мастера умеют настраивать 4-цилиндровый двигатель при помощи блока из двух вакуумметров. Но непрофессионалу лучше потратиться на 4-приборный синхронизатор: у него выше точность, да и времени на работу уходит гораздо меньше (проверил на собственном опыте). Еще лучше приобрести прибор, у которого не шкалы со стрелками, а жидкокристаллический (ЖК) дисплей — он избавит от необходимости одновременно следить за показаниями четырех стрелочных приборов. На дисплее расположены рядом четыре столбика, и нужно добиться, чтобы они были одинаковой высоты. Кроме того, ЖК-вакуумметры имеют два режима: «грубый» и «точный», что тоже удобно. С ними будьте аккуратны — не роняйте на бетонный пол. Кстати, разница в цене одного и другого минимальна.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

В двигателях с раздельным приводом заслонок он иногда трясется из-за того, что приводы открывают заслонки неодновременно. Вот и начните с их регулировки. Зачастую уже после этого тряска заметно уменьшается. Но операцию синхронизации этот результат не отменяет.
Снимите бак, воздушный фильтр (если это необходимо) и найдите места подключения шлангов прибора. Логика поиска проста. В мотоциклах постарше и попроще нетрудно найти заглушки специальных отверстий на впускных патрубках. В более современных разрежение на впуске управляет различными устройствами (клапаном системы рециркуляции отработавших газов, клапаном вентиляции карбюраторов и т. д.). К ним ведут трубки, которыми иногда можно воспользоваться. Но не просто «переткнув» шланги с этих устройств на вакуумметры, а подсоединив их через тройники, чтобы во время регулировки все устройства по-прежнему были подключены — иначе показания прибора могут врать.
Когда обнаружите места для подключения прибора, отсоедините трубки устройств мотоцикла и, выкрутив их штуцеры или вынув заглушки, закрутите на их место штуцеры из комплекта синхронизатора, затем через тройники наденьте на них шланги. Запомните, какой шланг откуда снимаете! Этим обезопасите себя от неприятных сюрпризов.

Бывает, что до этих «посадочных мест» добраться трудно. В специализированных мастерских, чтобы выкрутить заглушки или заменить штуцеры на пригодные для работы с шлангами вакуумметров, применяют угловые отвертки или отвертки с гибким валом — установив в них вместо от-верточного жала шестигранную головку. Если у вас нет такого инструмента, возможно, придется демонтировать блок карбюраторов.
Чтобы мотор мог работать без бензобака, приспособьте какой-либо сосуд для бензина и, подвесив его над мотоциклом, соедините шлангом с блоком карбюраторов. Дабы избежать возникновения пожара, используйте металлический сосуд. Крепите его предельно надежно! А бензошланг от него должен проходить подальше от выхлопных труб и прочих деталей, нагревающихся при работе двигателя.

РЕГУЛИРОВКА

Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. Отрегулируйте клапаны вакуумметров так, чтобы их стрелки реагировали на малейшее изме-‘нение разрежения, но в то же время их колебания были минимальными. Во время работы иногда приходится регулировать клапаны повторно. Как только заметите, что стрелка перестала реагировать на изменения, — отпустите клапан, начала прыгать — подтяните.
Перед началом регулировки уточните число оборотов холостого хода, на которые рассчитан данный двигатель — именно такой режим и нужно поддерживать при регулировке. Если обороты превысят норму, разрежение в патрубках сильно возрастет и показания приборов станут схожими. Это создаст иллюзию, будто

цель достигнута. Но при попытке вернуть стрелку тахометра в нормальное положение мотор затрясет с новой силой.
Порядок регулировки у моторов разных фирм и даже разных моделей бывает разным. Обычно на блоке карбюраторов (между сочленениями заслонок) есть три вин-та.-Первый — базовый. Обычно он управляет заслонками первого и второго цилиндров и расположен между их карбюраторами. Третий управляет заслонками третьего и четвертого цилиндров. Второй, расположенный между вторым и третьим карбюраторами, синхронизирует пары первый-вто-рой и третий-четвертый цилиндры. В такой -последовательности и нужно работать: сначала левый болт, затем правый (или наоборот, правый, а потом левый — все равно) и, наконец, центральный. Могут возникнуть сомнения, какой из винтов базовый. Главная примета: если его поворачиваешь, — изменяется положение всех заслонок. Как только обнаружите базовый винт, проверьте и остальные — руководствуясь тем же признаком. Если какой-то винт, не влияя на работу базовых карбюраторов (или карбюратора), изменяет работу всех остальных, он — следующий. Последний тот, который работает сам по себе.
Когда добьетесь единообразных показаний, резко поддайте газу и, когда снова установятся холостые обороты, проверьте показания приборов. Если они снова будут отличаться друг от друга, повторите регулировку. Раббту можно считать законченной, если после прогазовок стрелки приборов будут возвращаться в исходное, одинаковое для всех положение… Вот теперь можно заглушить двигатель, демонтировать штуцеры синхронизатора, вернуть трубки всех приводов на свои места и собрать мотоцикл.

А ЕСЛИ ЭТО КОМПРЕССИЯ?

Регулировка синхронности работы двигателя — это еще и элемент диагностики его состояния. Если несмотря на приложенные терпение и трудолюбие так и не удастся добиться одинаковых показаний приборов, проверьте компрессию. Может быть, понадобится ремонт поршневой группы или головки блока цилиндров. Компрессометр показывает одинаковые значения во всех цилиндрах? Скорее всего, пришла пора чистки или ремонта карбюраторов.
Во время работы следите за температурой двигателя, особенно если он воздушного охлаждения. Появятся признаки перегрева — заглушите его и дайте остыть. Хорошо бы приспособить для обдува цилиндров достаточно мощный вентилятор. Чтобы не отравиться выхлопными газами, работайте на открытом воздухе или хотя бы откройте ворота гаража. И еще один важный элемент техники безопасности -обязательно держите под рукой огнетушитель. Прислушайтесь к этому совету: мы ведь не пожарные инспекторы, нагрянувшие с целью оштрафовать, -советуем от души.

Благодарим компанию «Стандарт Моторс» за помощь в подготовке материала.