ВО ВЛАСТИ ВПРЫСКА

ОБСЛУЖИВАНИЕ ФОРСУНОК СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ВПРЫСКА ТОПЛИВА БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ МОТОЦИКЛОВ

Журнал «Мото» №4 2002 год.
Александр ЛЕБЕДЕВ

Еще лет десять назад в России даже автомобили с «впрысковыми» моторами воспринимались как экзотика -что уж говорить о мотоциклах! В условиях «ненавязчивого» сервиса, сурового климата и с нашим «бодяжным» бензином они, казалось, не приживутся. Сегодня все иначе: любая мало-мальски приличная машина, да чтобы без «инжектора»!.. Мотоциклы тоже прощаются с привычными карбюраторами. По сравнению с традиционным принципом смесеобразования, преимущество новой схемы неоспоримо: происходит более точное дозирование топлива, а следовательно, достигается экономичный расход горючего, меньшая токсичность отработавших газов, возрастает приемистость мотоцикла. Европейцы прочувствовали это давно — больше десяти лет BMW, Ducati, Moto Guzzi питают движки своей техники именно так. «Докатав» старый карбюратор, без сомнений меняйте его на впрыск. Подумайте, даже консервативные японцы, похоже, склонились в его пользу. Suzuki, Honda не первый год используют именно его, «созрела» и Yamaha.

Что нужно знать о впрыске?
Главные исполнительные устройства системы — неразборные форсунки, часто их называют инжекторами. Именно они осуществляют подачу топлива непосредственно в зону впускных клапанов каждого цилиндра. По своей сути форсунка — обычный электромагнитный клапан, срабатывающий от электрических сигналов электронного «мозгового центра» — контроллера. Количество распыляемого бензина пропорционально давлению топлива в системе питания и длительности импульса, задаваемого контроллером.

Внешние признаки «разгильдяйства» форсунок — недобор мощности, рывки и провалы при наборе оборотов, нестабильность холостого хода и повышенная токсичность отработавших газов.

Форсунка распределенного впрыска
Рис. 1. Форсунка распределенного впрыска: 1 — фильтр;2 — электрический разъем; 3- обмотка электромагнита; 4 — корпус форсунки; 5 — сердечник; 6 — корпус клапана; 7- игла клапана; 8- уплотнительное кольцо; 9 — распылительное отверстие.

Расположение форсунок
Рис. 2. Расположение форсунок распределенного впрыска: 1 — впускной клапан; 2 — форсунка; 3 — впускной коллектор; 4 — головка цилиндра; а — зона высоких температур камеры сгорания; б — зона подогрева среды раскаленным клапаном до 100-150°С; в — зона прогрева распылителя форсунки до 50-80С (температура выпадения тяжелых фракций бензина в смолу).

Проверить подвижность иголки форсунки несложно: срабатывание клапана сопровождается характерным щелчком. На работающем моторе они вполне различимы на ощупь (пальцем) или на слух (с помощью стетоскопа). «Молчание» клапана может быть результатом повреждения обмотки электромагнита, неисправности электропроводки или плохого контакта в разъемах. Их самочувствие проверьте тестером: сопротивление цепи электромагнитов должно составлять 12-16 Ом. Наличие сигнала от блока управления (по шкале напряжения) при прокрутке двигателя определяют на разъеме форсунки.

Снятие форсунок  Honda CBR1100XX Super Blakbird
Снять форсунки с двигателя по силам владельцу мотоцикла (на снимке — Honda CBR1100XX Super Blakbird): последовательно снимите бензобак, корпус воздушного фильтра, топливный шланг со штуцера 1, затем открутите две шпильки крепления рампы 2. Остается отнести форсунки в ближайший автосервис и обработать их ультразвуком.

Проверка срабатывания клапана форсунки
Проверка срабатывания клапана форсунки. «Пульс» исправного электромагнита «считывается» на ощупь — пальцем.

На практике «заболевание» впрыска чаще всего связно с загрязнением топливных каналов. Форсунки расположены в зоне действия высоких температур вблизи камер сгорания. Следствие этого — неизбежное образование на седле и иголке твердых смолистых отложений, выпадающих из тяжелых фракций бензина. Они постепенно перекрывают, вплоть до полной непроходимости, распылительное отверстие. Возможна и обратная ситуация — потеря герметичности из-за загрязнения клапана форсунки. Но это крайние случаи, а для возникновения заметного недомогания мотора достаточно, чтобы грязь изменила форму и направление факела топлива. Его геометрия может быть различной, и регламентируется она дифференцированно для каждой конкретной модели двигателя.

Как удалить накопившиеся шлак и грязь из системы впрыска?
Наиболее проста и доступна периодическая промывка — каждые две-три тысячи километров. Для этого в бензин добавляют специальные препараты — они продаются в любом автосалоне (5-10 у. е. за упаковку). Присадки к топливу очищают не только внутренние каналы форсунок, но и промывают всю топливную систему. Но этот способ эффективен для «свежей» техники и носит профилактический характер. Если отложения перешли в разряд застарелых, подобным методом пользоваться не стоит, ведь результат может быть прямо противоположным: «горы» шлама, быстро смытые моющей присадкой со стенок топливной системы, забьют трубопроводы, топливный фильтр, а иногда и сами форсунки — и окончательно выведут их из строя.

Если вы владелец секонд хэнда, то лучше посетить станцию техобслуживания — здесь очистку форсунок проводят без их демонтажа, на специальном стенде. Обесточив штатный бензонасос и заглушив топливные магистрали системы питания мотоцикла, двигатель подключают к установке «искусственного питания». Его заставляют работать на специальном моющем топливе — сольвенте.

Сольвентная установка для промывки форсунок
Рис. 3. Сольвентная установка для промывки форсунок на работающем двигателе: 1 — форсунки; 2 — топливная рампа; 3 — регулятор давления; 4 — топливный фильтр; 5 — насос стенда; б — бак с сольвентом.

Процесс промывки проводится поэтапно. Сначала двигатель должен отработать в режиме холостого хода в течение 15-20 минут. Затем его останавливают и выжидают 10-15 минут, пока размягчатся особо стойкие отложения. Потом двигатель снова запускается и работает еще около 20 минут в режиме чередования оборотов максимальных и холостого хода. Обычно для восстановления первозданной чистоты форсунок «литрового» движка достаточно сжечь 0,5-0,7 л сольвента. Финансовые расходы тоже невелики — уложитесь в 20-30 у. е. за все форсунки. После восстановления соединений штатной топливной системы не торопитесь «отжигать» — дайте мотоциклу поработать на бензине без нагрузки около получаса. У сольвента низкая детонационная стойкость, потому желательно его остатки полностью удалить из двигателя.

Результат промывки оценивают мультитестером — по длительности открытия и закрытия игольчатого клапана, а также газоанализатором — по снижению концентрации углеводородов в отработавших газах до уровня нормы. Если приборов нет, оценить качество очистки можно по плавности увеличения числа оборотов коленвала (без провалов и «чиханий») и отсутствию дымного выхлопа.
Сольвентную промывку рекомендуем проводить через каждые 15-20 тыс. км пробега.

Если описанные способы не привели к желаемым результатам, затвердевшие отложения подвергают «пытке» на ультразвуковом стенде.
Форсунки демонтируют с двигателя, наполняют специальным моющим раствором и «потчуют» ударными дозами высокочастотных колебаний. Такие установки способны расправиться с самыми заскорузлыми шлаками. Кроме того, они вооружены дополнительными «опциями», позволяющими точно оценить герметичность форсунок, их производительность и, что немаловажно, убедиться в правильной конфигурации распыла (факела) жидкости. Правда, общение с ультразвуком потребует и дополнительных затрат — стоимость всех операций может перевалить за 100 у. е. Придется заранее разориться и на новые уплотнительные кольца — требовать от старых уплотнителей герметичности некорректно. А ездить под угрозой пожара глупо.

Если устанавливать форсунки на двигатель будете самостоятельно, не забудьте резиновые колечки смазать моторным маслом — и монтаж облегчится, и стыковка будет надежней.
Дополнительные рекомендации, как избежать знакомства с дорогостоящими процедурами с использованием ультразвука.

Как огня избегайте заправок топливом на сомнительных АЗС — пользуйтесь только «пристрелянными». Чем выше качество бензина, тем дольше продлится безотказная работа инжектора.

Соблюдайте рекомендуемые сроки замены топливного фильтра.
Вскрывая систему впрыска при проведении ремонтных работ, не допускайте попадания в его каналы сора.

Укладывая мотоцикл в зимнюю «спячку», заранее дайте двигателю откушать топлива с дозой стабилизатора бензина или моющего средства.