ЯПОНСКАЯ КУХНЯ

Регулировка карбюратора «Микуни».

Журнал «Мото» №10 2001 год.
текст > Александр Лебедев.

Мотоциклы «Иж-ПС» в первые годы выпуска оснащались карбюраторами «Микуни» японского производства. И по сей день они служат многим верой и правдой. Карбюратор — «кухня», в которой «варится» горючая смесь и составляются порции и «рацион питания» цилиндра в зависимости от нагрузок двигателя. Прежде чем разбирать карбюратор, убедитесь в исправности и точности регулировки системы зажигания. Нелишне проверить и состояние двигателя — хотя бы измерьте компрессию. Лишь после того, как убедитесь, что зажигание работает в штатном режиме, а поршневая в норме, можно предъявлять претензии к карбюратору.

«Микуни» — стандартный мотоциклетный карбюратор золотникового типа: трос, связанный с ручкой «газа», поднимает или опускает заслонку (золотник), чем изменяет проходное сечение диффузора и регулирует количество воздуха, поступающего в цилиндр. Жестко связанная с золотником конусная игла входит в распылитель главной дозирующей системы и отмеряет дозу топлива, поступающего в цилиндр через жиклер из поплавковой камеры. Постоянный уровень топлива обеспечивает запорный игольчатый клапан 1 (фото 1) с закрепленными на одной оси поплавками 2.

Поплавковая камера
Фото 1. Поплавковая камера: 1 — запорный игольчатый клапан; 2 — поплавковый механизм; 3 — дренажное отверстие для слива топлива; 4 -регулируемый язычок поплавкового механизма,
5 — топливный жиклер системы холостого хода, 6 — топливный жиклер главной дозирующей системы; 7 — пластина — успокоитель уровня топлива; 8 — дренажное отверстие слива топлива
при опрокидывании мотоцикла.

Особенность «Микуни» — наличие в нем клапана с металлическим запорным конусом. После многолетней эксплуатации на конусе появляется кольцевая выработка, и герметичность конструкции нарушается. Первые признаки «болезни» — подтекание топлива из дренажного отверстия 3 (фото 1), увеличенный расход топлива, едкий дымный выхлоп. Зачастую горячий двигатель удается запустить только «с толкача» при полностью открытой заслонке. Проверить герметичность игольчатого клапана можно и в гаражных условиях. Переверните карбюратор поплавками вверх и воспользуйтесь инструментом проктолога — клизмой. Предварительно сжав грушу, наденьте ее на топливоподводящий штуцер. Воздух не должен проникать в грушу в течение 20-50 секунд.

При небольшом износе восстановить иголку можно, притерев ее вручную к седлу клапана полировочной пастой с зерном менее 30 мкм. Если этим не удалось восстановить работоспособность иглы, рассверлите отверстие в седле клапана до такой степени, чтобы иголка входила в него неизношенной частью конуса.
Герметичность поплавков проверьте в воде. Воздушные пузырьки укажут на поврежденное место. Его несложно исправить с помощью обычного паяльника. Если на поверхности поплавков есть вмятины, их можно выправить, «искупав» поплавки в кипящей воде. Но будьте внимательны и осторожны -при перегреве спайки могут разойтись, и деталь будет безнадежно испорчена. Уровень топлива в поплавковой камере регулируется подгибаниями язычка 4 (фото 1).

Расхождение поплавков (фото 2) по вертикали не должно превышать 0,5 мм, и располагаться они должны параллельно плоскости разъема карбюратора.

Регулировка уровня топлива
Фото 2. Регулировка уровня топлива: 1 — горизонтальная ось поплавков; 2 — плоскость разъема карбюратора и крышки поплавковой камеры; 3 — пусковой обогатитель, 4 — штуцер дренажного отверстия слива топлива при опрокидывании мотоцикла; 5 — винт количества системы холостого хода; 6 — штуцер подвода топлива в поплавковую камеру.

Регулировка засоренной системы холостого хода — процедура безнадежная. Вернуть мотору способность устойчиво работать при малых нагрузках поможет простейшая операция: достаточно промыть каналы очищающей жидкостью, а потом продуть их сжатым воздухом. Предварительно выкрутите топливный жиклер 5 с маркировкой «45» (фото 1) и два винта, регулирующих «качество» и «количество». Ни в коем случае не чистите жиклер стальной проволокой. Она исцарапает стенки отверстия, и его пропускная способность изменится, порой даже в меньшую сторону… Несмываемые слоистые отложения удалите заостренной спичкой или мягкой (отожженной) медной проволокой.

«Шеф-повар» на этой «кухне» — главная дозирующая система. Она начинает работать, когда золотник поднимается более чем на б мм. «Кулинарному цеху» уделите особое внимание — топливному жиклеру (маркировка 190), эмульсионной трубке-распылителю и конусной иголке (фото 3). Конусную иголку рассмотрите под лупой с многократным увеличением. На ней, а также на внутренней поверхности трубки-распылителя не должно быть глубоких рисок или задиров. Выработка поперечного сечения иглы в форме крутого эллипса ведет к перерасходу топлива.

Главная дозирующая система
Фото 3. Главная дозирующая система: 1 — конусная игла; 2 -уплотнительная шайба топливного жиклера; 3 — эмульсионная трубка-распылитель; 4 — главный топливный жиклер;

Проверьте сопряжение золотника 1 (фото 4) с колодцем в корпусе карбюратора. Деталь должна свободно передвигаться под тяжестью собственного веса. Небольшая потертость его поверхности не страшна, а вот большие зазоры, как и сильный износ, нарушат процесс смесеобразования. Если они обнаружатся, увы, карбюратор нужно менять.

детали управления карбюратором
Фото 4. Подвижные детали управления карбюратором: 1 — золотник в сборе с конусной иглой: эти пары скольжения требуют тщательного осмотра; 2 — возвратная пружина.

Возвратная пружина 2 (фото 4) должна быть достаточно упругой -настолько, чтобы она могла опускать золотник при сбрасывании «газа». Понадобится ее заменить — возьмите новую от отечественного карбюратора. Пусковой обогатитель 3 (фото 2) просто промойте и продуйте в положении «открыто», разбирать его необязательно. Золотое правило: все детали карбюратора должны быть стерильными. Для их очищения советуем использовать аэрозоли, предназначенные для промывки автомобильных карбюраторов (одного флакона хватит на две-три профилактики).

При сборке важно хорошо закрепить все детали и жиклеры. На прогретом двигателе отрегулируйте холостой ход. Оптимальный режим — 1000±100 об/мин. «Количеством» задают объем воздуха: поднимая золотник, смесь обедняют, опуская — обогащают. Станете закручивать винт качества — обогатите смесь, откручивать — обедните. Если «нагруженный» двигатель не «чихает» и работает без «провалов» — все в порядке. Оптимальное положение конусной иглы вы прочувствуете, когда разгоните мотоцикл (чем выше она поднята, тем смесь богаче, и наоборот). Идеальный вариант тот, при котором двигатель устойчиво работает во всех режимах на немного обедненной смеси.

Еще одно «общее место»: карбюратор должен быть герметично соединен с цилиндром. Подсос воздуха сведет на нет все ваши старания и такого «наварит» в вашей «кухне», что не исправить никакой регулировкой.