Обслуживание газораспределительного механизма 1-цилиндровых внедорожников
Владимир ВИТАЛИИ, Вадим КУЗНЕЦОВ
У большинства владельцев мотоциклов с 4-тактным двигателем возникает вполне резонный вопрос: как часто регулировать зазоры в ГРМ? Специалисты рекомендуют: если машина эксплуатируется в экстремальных условиях — кроссе или гонках эндуро, проверка зазоров клапанов обязательна через каждые 10 моточасов, Для тех, кто гоняет в щадящем режиме (любители), эту процедуру достаточно проводить один раз в сезон, для контроля — исходя из опыта, регулировки хватает на 10 тысяч километров пробега, а то и более.
Регулировка клапанов одноцилиндровых машин достаточно проста. Однако у моторов разных изготовителей свои особенности, и потому их обслуживание несколько отличается. Рассмотрим два мотоцикла — КТМ с жидкостным охлаждением и Honda с воздушным.
Для регулировки KTM 450SX понадобятся: плоская отвертка, ключи — свечной, торцовый 8 мм, комбинированные 8, 10 и 13 мм, щуп 0,12 мм.
Чтобы добраться до крышек клапанов, необходимо снять сиденье, топливный бак со щитками радиатора, слить охлаждающую жидкость, демонтировать радиатор вместе со шлангами. Далее в такой последовательности.
1. Снимите крышку зажигания (с левой стороны двигателя, фото 1). Не забудьте подставить емкость под масло, которое
будет вытекать из картера (около 600 г).
2. Выкрутите свечу зажигания.
3. Снимите обе крышки клапанов (открутив по три болта, фото 2, 3).
4. Установите поршень в ВМТ такта сжатия (оба клапана закрыты). Для этого, проворачивая ротор зажигания рукой, установите метку, нанесенную на нем, напротив датчика зажигания (фото_4). При этом нижний угол пластины на роторе (указана стрелкой А) должен совпасть с верхним углом датчика (указан стрелкой Б).
5. С помощью отвертки и накидного ключа 13 мм установите зазоры на 2 впускных (ближние к карбюратору) и 2 выпускных клапанах по 0,12 мм (фото 5).
Последовательность регулировки не имеет значения. Щуп должен протягиваться между торцом клапана и нажимным устройством с небольшим усилием. Чтобы было удобнее, лепесток щупа подогните.
Чтобы избежать ошибки, повторно проверьте величину выставленных зазоров.
После окончания регулировки все соберите в обратном порядке. Крайне важно после заполнения системы охлаждения жидкостью выпустить воздух из головки цилиндра (для этого выкрутите болт на головке рядом с декомпрессором) и из правого радиатора (через прокачные болты). Залейте масло в двигатель.